Что значит уценка

 

Все об уцененных товарах, их продаже и причинах увеличить или уменьшить стоимость. Процент и сумма скидки – что это значит и как объяснить смысл таких слов? Какие есть основания для этой процедуры, помимо потери внешнего вида произведенной продукции?

Что может стать причиной такой процедуры?

Основные причины для уценки таковы:

  1. По причине потери товарного вида. На вещи есть дефекты, не влияющие на её функциональность, но портящие внешний вид. Хороший пример — подарочный набор в смятой упаковке. Ведь подарочные наборы покупают ради их внешнего вида, и дефектный набор не будет покупаться.Однако, если его уценить, он будет куплен для повседневного пользования (например, уценённый набор шампуней в помятой упаковке может обойтись дешевле, чем такие же шампуни по-отдельности).
  2. Приближение истечения срока годности. Если продавец считает, что не успеет продать товар до истечения срока годности, ему, разумеется, выгодно уценить продукцию, чтобы не понести убытков.
  3. Истечение срока годности в случае, если товар всё ещё имеет функциональную ценность. Скажем, эпоксидная смола пригодна для использования после истечения срока годности.
  4. Сезонное изменение спроса на товар или изменение спроса по иным причинам. Если магазин продаёт лыжи, летом их можно уценить, так как до зимы товар для зимнего спорта, скорее всего, не купят.
  5. Выход новой коллекции. Предположим, известный бренд выпустил новую коллекцию одежды. Предыдущая коллекция тут же становится неактуальной, немодной, все будут стремиться покупать то, что соответствует новым трендам. Продавцу остаётся только уценить товары из старой линейки, чтобы их купили те, для кого «неактуальность» не играет большой роли.
  6. Товар был представлен на витрине. К примеру, телевизор, который стоял на витрине включенным, продаётся с некоторым сроком эксплуатации. Стиральная машина не включалась в магазине, но выставлялась в зале и несколько изнашивалась в процессе открывания и закрывания дверцы и ручного осмотра.Как правило, презентация товара в зале не несёт больших негативных последствий для его качества, но, тем не менее, обычно такая продукция уценивается.
  7. Утрата малозначимых элементов с заменой аналогами. Например: на кофте, украшенной коричневым пером, перо было повреждено. Его заменили другим, голубого цвета. Либо же было взято такое же перо из запасных деталей, прилагающихся к одежде. Такая кофта может быть уценена.

Есть также причины, по которым могла быть уценена не поступившая в продажу продукция:

  • Товары с функциональными повреждениями (на телевизоре не работает кнопка переключения каналов, но их всё ещё можно переключать с помощью дистанционного пульта), которые не пожелал закупать магазин. Такие вещи может быть очень выгодно покупать, так как их цена снижается значительно, а повреждения бывают не критичны.
  • Вещи с недостаточной комплектацией (обычно недостающие детали легко закупить).
  • Незакупленный продукт мог быть уценён по причине очень сильного брака. Такие вещи годятся разве что на то, чтобы разобрать их на составляющие, что может быть полезно людям, умеющим собирать какую-либо технику или желающим продать детали по дорогой цене.

Что значат термины «уценить» и «уцененный» и как объяснить значение этих слов?

Прежде всего нужно сказать, что «уценили» — значит уменьшили цену. Теперь можно переходить к основным определениям:

  • Уценка — это понижение цены, которая была установлена производителем на произведенную продукцию или продавцом.
  • Уценённые товары — такие, цена на которые снижена производителем или продавцом по причине наличия таких дефектов, с которыми вещь ещё можно продавать и потреблять, но при этом её вряд ли купят за полную цену.
  • Сумма уценки — это та сумма, на которую была понижена стоимость продукта в результате уценки.
  • Процент уценки — это процент, на который стоимость уценённого товара отличается от стоимости такого же продукта без уценки.
  • Дооценка — операция, противоположная списанию части стоимости, то есть повышение изначальной стоимости товара в результате переоценки. В бухгалтерском деле считается устаревшей практикой и используется нечасто.

Пример поможет лучше понять эти термины. Предположим, что коробочка пирожных обычно продаётся за 100 рублей. Срок годности партии пирожных заканчивается через день и их необходимо срочно распродать. В магазине была проведена уценка, пирожные из этой партии стали уценённым товаром и теперь их продают по 80 рублей. Сумма уценки в данном случае составляет 20 рублей, процент уценки — 20%.

Порядок этого процесса

  1. Прежде всего подготавливается специальный документ, описывающий особенности конкретной уценки.

    Руководитель обязан подготовить приказ и донести его до сотрудников. Только после этого сотрудники могут производить меры по уценке товара.

    • Скачать бланк приказа об уценке товара
    • Скачать образец приказа об уценке товара
  2. Устанавливается лицо, ответственное за уценку продукта. Этот человек обязан полностью ознакомиться с документом и подписать его.
  3. Дальше происходит инвентаризация. Составляется акт, в котором указывается наименование товара, количество товаров, подлежащих уценке, артикул каждого товара, характеристику и причины уценки.

    • Скачать бланк акта о порче товара
    • Скачать образец акта о порче товара
  4. Прежде чем проводить процедуру уценки, нужно установить рыночную стоимость каждой единицы продукции, то есть сумму, по которой должен был продаваться товар, если бы его не оценили. Стоит отметить, что это не входит в обязанности бухгалтера.
  5. Все итоги данной работы фиксируются в специальном акте по форме МХ-15. Акт уценки составляется в двух экземплярах. К первому экземпляру прилагается документ по проведению инвентаризации, этот документ отправляется в бухгалтерию. Второй экземпляр находится на руках у ответственного лица.

    • Скачать бланк акта уценки по форме МХ-15
    • Скачать образец акта уценки по форме МХ-15
Справка! Сотрудники торгового зала могут изменить ценники на уценённую вещь, предложив её по сниженной стоимости. Поднимать стоимость они не имеют права.

Подробнее об оформлении уценки товаров в оптовой и розничной торговле можно прочитать тут.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://pravo.guru/zzp/torgovlya-i-tovary/utsenka
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий